Завершился 69-й Венецианский кинофестиваль

11aba6a6

награждение

Споры о том, была ли удачной «перезагрузка» старейшего кинофорума, предпринятая его новым директором Альберто Барборой, скорее всего, останутся без однозначного ответа, но есть список победителей и хроники Мостры, представшей в этом году, по воле Барберы, более «поджарым» и аскетичным мероприятием.

Барбера последовательно критиковал своего предшественника Марко Мюллера за то, что тот потерял контроль над вверенным ему объектом. В прошлом году, на последней для Мюллера Мостре, было показано более 180 картин — Венеция-2012 остановилась на 82. Основной конкурс в этот раз вместил лишь 18 работ против 23-х — в 2011. Барбера пообещал и, есть такое ощущение, сдержал своё слово, уйти от традиции приглашать армию кинозвёзд и проводить массу светских мероприятий в пользу большей концентрации на самом кинопроцессе. Провозглашённый принцип открытия новых территорий на карте мирового кинематографа был реализован участием в разных конкурсных программах картин из Саудовской Аравии, Непала, Филиппин, Гватемалы.

Заявленный основным мотив кризиса, по мнению большинства, действительно оказался магистральным. В той или иной степени все фильмы нынешней Венеции несли его отпечаток, но больше и ярче всего авторы высказывались о кризисе духовном и религиозном. Окончательно это стало ясно после вердикта жюри, распределившего основные награды между новыми работами Ким Ки-Дука, Ульриха Зайдля и Пола Томаса Андерсона.

В шокирующей «Пьете», названной в честь вдохновившей режиссёра ватиканской статуи святой Марии и Христа работы Микеланджело, работающий на мафию протагонист выбивает из нищего населения Сеула долги. Ким Ки-Дук возвращается к душераздирающей жестокости (таким режиссёр не был со времён «Острова»), чтобы вымолить прощение для своего героя и искупить его грехи. «Пьета» сразу попала в узкий круг фаворитом, но рейтинги пишущих о фестивале критиков оставляли её вне тройки главных претендентов на победу. Первое место у пишущей братии занимала работа Оливье Ассаяса «Что-то в воздухе» — полуавтобиографическая ретро-драма про бурную «левацкую» молодость автора, пришедшуюся на начало 1970-х. Жюри художественную и политическую ценность фильма Ассаяса оценило, но ограничилось лишь призом за лучший сценарий.

Другие триумфаторы Венеции, «Мастер» Пола Томаса Андерсона и «Рай: вера» Ульриха Зайдля, уже напрямую говорят о духовных проблемах. Андерсон исследует отношения основателя компактного религиозного течения и его нового ученика- «заблудшей овцы». Зайдль второй частью своей «райской» трилогии спровоцировал главный скандал фестиваля: местные католические активисты подали на австрийского мизантропа в суд за оскорбление чувств верующих. По слухам, кощунственное изображение верующих в фильме Зайдля грозит ему уголовным делом. Главная героиня картины — религиозная фанатичка, чья любовь к Христу принимает самые экзальтированные формы.

Священник является одним из главных героев «К удивлению» Терренса Малика, а в основу «Спящей красавицы» Марко Белоккио положена реальная история Элюаны Энгларо, итальянки, проведшей 17 лет в коме после страшной автомобильной аварии и ставшей причиной долгих ожесточённых споров между сторонниками эвтаназии и теми, кто считал подобный исход страшным грехом.

Вторым претендентом на главный скандал фестиваля стала непосредственно церемония закрытия. Говорят, что на выбор жюри сильно повлияла фестивальная политика равномерно распределять призы между несколькими основными фаворитами. По слухам, исходящим якобы от людей, вхожих в закулисье Мостры, жюри собиралось не ограничиваться двумя призами для «Мастера» и отдать ему и главный приз фестиваля, но, прислушавшись к настоятельным рекомендациям дирекции, пошло на компромисс и вручило «Золотого льва» проверенному фестивальному бойцу Ким Ки-Дуку. «Мастеру» же отошли «Серебряный лев» за режиссуру и «Кубок Вольпи» за лучшую мужскую роль, доставшийся звёздам картины Андерсона — Филипу Сеймуру Хоффману и Хоакину Фениксу. Поделиться: Духовный кризис ВенецииЗавершился 69-й Венецианский кинофестиваль. Споры о том, была ли удачной «перезагрузка» старейшего кинофорума, предпринятая его новым директором Альберто Барборой, скорее всего, останутся без однозначного ответа Читать целиком >>

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *